Вязка арматуры своими руками

От правильности возведения армокаркаса напрямую зависит прочность, долговечность всего здания. Металлический каркас, как скелет, придает фундаменту устойчивость, препятствуя его деформации и разрушению под воздействием внешних нагрузок. Равномерное распределение нагрузок по всей площади основания достигается правильной вязкой арматуры.
функции опалубки

Зачем нужно армирование?

Армирование – важный элемент современного строительства, позволяющая создавать прочные и долговечные конструкции. Задача данного процесса заключается в усилении базового материала, такого как бетон, путем добавления прочных элементов.

В строительстве наиболее распространенным видом армирования считается укрепление бетонных конструкций стальными либо композитными стержнями, сетками или волокнами. Бетон, будучи превосходным материалом для восприятия сжимающих нагрузок, обладает сравнительно низкой прочностью на растяжение или изгиб. Арматура, компенсирует этот недостаток, значительно повышает общую прочность, устойчивость конструкции к различным видам нагрузок.

Благодаря армированию бетонные элементы способны выдерживать значительные растягивающие усилия, возникающие, например, при изгибе балок или при воздействии сейсмических нагрузок. Армирование не только увеличивает несущую способность конструкций, но и существенно повышает их долговечность, надежность, обеспечивая безопасность зданий, сооружений в течение длительного времени.

Особенности материалов

Правильная вязка арматуры для фундамента своими руками начинается с выбора каркаса. Часто встает вопрос о выборе между традиционной стальной, инновационной композитной.

Стальная арматура, соответствующая ГОСТу, обладает гибкостью, прочностью, широким ассортиментом диаметров, профилей, что упрощает процесс монтажа. Каркасы из стальной арматуры надежно соединяются сваркой или связываются.

Композитная, изготовленная из легких сплавов с добавлением различных волокон, таких как базальт, углерод или стекло, обладает высокой коррозионной стойкостью, более доступной ценой по сравнению со сталью.

Нормы и правила

Определение арматурной схемы – это комплексный процесс, зависящий от расчетных усилий, вида бетона, класса каркаса, особенностей конструктивной схемы. При этом ключевыми факторами являются расчетная нагрузка дома, несущая способность грунта, геологические особенности участка. Именно эти параметры влияют на выбор расходных материалов, напрямую связаны с прочностью будущего бетонного сооружения.

При проектировании и расчете каркаса в железобетонных конструкциях, необходимо строго следовать действующим строительным нормам, правилам. Основными документами в этой области являются:
  • СП 22.13330.2016, регламентирующий проектирование оснований;
  • СП 63.13330.2018, посвященный расчету железобетонных, бетонных конструкций;
  • СП 52-101-2003, предоставляющий советы по проектированию сооружений с каркасом без предварительного напряжения.
Точное соблюдение этих стандартов гарантирует надежность, долговечность возводимых зданий, сооружений.

отмостки
Нормы и правила не зря устанавливают минимальные требования к площади продольного каркаса в фундаменте. Так, для ленточного фундамента высотой 120 см и шириной 30 см, общая площадь сечения которого составляет 3600 см², минимальная площадь поперечного сечения должна быть не менее 0,1% от этой величины. Для такого основания необходимо использовать материал с площадью поперечного сечения не менее 3,6 см². Соблюдение этих требований гарантирует, что фундамент сможет выдержать давление.

Для успешной вязки арматуры монолитной плиты необходимо предварительно разработать монтажную схему, определить количество и диаметр арматурных прутков, а также учесть габариты строительной площадки и параметры опалубки. При планировании закупки каркаса следует учитывать длину хлыстов, которые можно доставить на участок, исходя из возможностей подъезда грузового транспорта, а также предусмотреть использование стяжек для опалубки для обеспечения её устойчивости и точности монтажа.

Диаметр каркаса, применяемого при строительстве, от 8 до 22 мм. Чем больше масса здания, выше его этажность, сильнее нагрузки на фундамент, тем более толстую арматуру необходимо использовать. Схема расположения, крепления зависит от типа фундамента и рассчитывается инженерами.

Для фиксации узлов рекомендуется использовать стальную вязальную проволоку диаметром 1,2–1,4 мм.

Способы вязки

Применяется несколько способов соединения арматурных стержней:
  • крючком,
  • пистолет,
  • пластиковые хомуты.
Выбор метода вязки арматуры монолитной зависит от конкретных условий строительства, требований проекта и типа возводимого объекта.

Крючком

Процесс вязки выглядит так: сначала отрезается кусок стальной проволоки необходимой длины (обычно 30–40 см). Затем проволока загибается пополам, накладывается на место пересечения арматурных стержней, чтобы петля охватывала зону стыка. Наконечник вязального крючка продевается в получившуюся петлю, а свободные концы проволоки загибаются на противоположной стороне.

Важный момент процесса – фиксация крючка и создание прочной скрутки. Вязальщик осуществляет несколько вращательных движений инструментом, плотно переплетая концы проволоки. При этом необходимо контролировать натяжение проволоки, чтобы избежать ее разрыва. После формирования надежного соединения крючок извлекается из петли, процесс повторяется для следующего узла.
отмостки

Пистолет

Специальный пистолет полностью автоматизирует процесс соединения арматурных стержней. Достаточно заправить пистолет катушкой с проволокой, и он самостоятельно сформирует прочный узел. Встроенные ножницы аккуратно обрезают излишки проволоки, обеспечивая чистоту работы.

Пластиковые хомуты

Для вязки арматуры выбираются пластиковые хомуты для строительных работ. Они должны быть достаточно прочными, чтобы выдерживать давление, возникающие в процессе эксплуатации конструкции.

  • Перед вязкой нужно очистить арматурные стержни от грязи, ржавчины, других загрязнений, тем самым обеспечив надежное соединение.
  • Хомут надевается на пересечение арматурных стержней, затягивается инструментом или вручную. При этом важно, чтобы хомут был затянут достаточно туго, но не перетянут.
  • Количество хомутов на одно соединение зависит от диаметра, расчетных нагрузок. Обычно рекомендуется использовать не менее двух хомутов на одно соединение.
  • Хомуты нужно располагать равномерно по окружности пересечения арматурных стержней.

Вас может заинтересовать

Автор статьи
  • Александр Маринцев
    Ведущий инженер ПСК-Уфа